23 травня 2019 • № 21 (1557)
Rss  

Випускники і викладачі Полтавського кадетського згадували…

Первой заботой покойного государя Николая І, по вступлении своем на престол, была забота об образовании. Был составлен комитет под председательством тогдашнего министра Шишкова, задача которого была, как сказано в рескрипте: «сличить и уравнять все уставы учебных заведений, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Результатом занятий этого комитета был новый устав гимназий в 1828 г. Но это относилось к школам министерства народного просвещения. Понятно, что, исходя из этого высочайшего рескрипта, данного министру, реформа должна была коснуться и другого типа средней школы – кадетских корпусов. Тогда же решено было основать несколько кадетских корпусов, чтобы дать возможность «малолетним дворянам воспитываться для военной службы вблизи их семейств». Первыми открывшимися корпусами были Александровский (1829), Тульский и Тамбовский (1830), затем Полоцкий (1835), а в 1836 г. было решено основать корпус в Полтаве.

Открытие корпуса было 6 декабря 1840 г. Торжество началось литургией, совершенной архиепископом полтавским Гедеоном. На открытии корпуса был покойный Яков Иванович Ростовцев, тогдашний генерал-губернатор Долгоруков, граф Капнист и многие другие.

«Государь император, – сказал Ростовцев, отпуская меня в Полтаву, – соизволил всемилостивейше мне повелеть довести до сведения вашего сиятельства и всего дворянства, что его величество сожалеет, что не мог сам участвовать при открытии корпуса. Торжество это государь считает для себя двойным праздником: его величеству очень приятно, что здешний край имеет уже свой кадетский корпус, и особенно для его величества драгоценно, что событие сие совершилось во славу имени Петра Великого».

Ответом на эту речь было слово генерал-губернатора князя Н. А. Долгорукова: «Вы слышали сии драгоценные слова нашего монарха. Они, я уверен, останутся впечатлены в наших сердцах, они довершат ту задушевную радость, которую каждый ощущает при сем торжественном открытии великолепного и благодетельнейшего учреждения – вечного памятника беспредельного попечения нашего государя о благе подданных и ревностного усердия верноподданных его дворян сих губерний. Слава Петра Великого, сливаясь здесь со славой доблестного и великого его правнука, да осенит его лучезарным блеском сей новый рассадник будущих наших воинов».

Кадет было принято 36, и лекции начались 17 декабря 1840 г.

Первым директором был генерал-ма-йор Святловский. Для только что образовавшегося заведения, когда требовалась особая энергия и труд, чтобы упрочить его на твердых, нравственных началах, много значил выбор первого директора. Святловский происходил из дворян Киевской губернии. Воспитание он получил во 2-м кадетском корпусе, откуда 18-летним юношей, в 1814 г. был выпущен прапорщиком в артиллерию. Всего четыре года он был в строю в 1818 был прикомандирован к дворянскому полку, что и было началом его учебной службы. Пять лет заведовал в полку классами и в 1829 г. получил место батальонного командира во 2-м московском корпусе. Здесь он отличался серьезной деятельностью. «Святловский, читаем в истории московского корпуса, «приносил делу воспитания существенную пользу своей педагогической опытностью и близким знакомством с нравами кадет, у которых всегда пользовался заслуженным расположением». В 1832 г. ему была объявлена благодарность главного начальника в приказе по военно-учебным заведениям как «известному примерным усердием к службе еще по заведованию сим корпусом во время болезни и по смерти директора Ушакова».

Управлял Святловский корпусом всего два года. Хотя это время и недостаточно для полной характеристики его деятельности, но все-таки, просматривая его приказы и за это время, мы видим изумительную деятельность покойного. Задачу он свою понимал широко.

«Обращая внимание на образование вверенных мне кадет и желая утвердить в них те качества, которыми отличаются благовоспитанные юноши, мне необходимо усердное и сердечное участие всех моих сотрудников. Единодушно вселяя в них страх Божий, благочестие, чувство долга, беспредельную преданность государю, безусловное повиновение начальству, нежную любовь и почтительность к родителям, уважение к старшим, благодарность к воспитателям, любовь в ближнему, стремление в умственному образованию и соблюдение наружных приличий, можем надеяться, что сделаем их достойными изливаемых на них щедрых милостей Государя». Вот эти-то начала и преследовал Святловский, и надо отдать ему справедливость – он стремился к их осуществлению. В высшей степени подвижный, деятельный, крайне строгий (что было в духе того времени), он много времени посвящал заведению, что и требовал от своих подчиненных. За всем, что делалось в заведении, он зорко следил, вникал во все мелочи и постоянно разъяснял в приказах по корпусу деятельность того и другого должностного лица. Ни одного явления в жизни воспитанника он не оставлял без внимания. Среди кадет он стремился развить военный дух, сделать из них стройных, молодцеватых. «Вы, дети, – писал он в приказе, – приготовляясь к военному поприщу, заблаговременно должны свыкаться и усваивать обязанности воина. Ваш наружный вид, осанка, поступь должны иметь военный отпечаток. Благородство души, чистота нравов, твердость характера, любовь к неукоснительному исполнению своего долга, привязанность к отечеству, преданность государю, благодарность попечителям, повиновение начальству, боязнь Божья должны быть ваши внутренние качества». В таком роде мы встречаем много приказов.

По отношению к подчиненным был крайне строг, но справедлив. На него никто не мог иметь влияния, что составляет прекрасную черту в начальниках. Император Николай І, посетив впервые корпус в сентябре 1842 г., остался очень доволен его состоянием. Святловский, никогда не отличавшийся здоровьем, наблюдая за постройкой, простудился и в ноябре 1842 г. скончался. Своей деятельностью он оставил по себе добрую память. О нем с уважением вспоминают люди, знавшие его, и кадеты, к которым по традиции переходила добрая молва о покойном.

Покойного Святловского сменил Струмилло (1843 – 1849). К сожалению, он не был достойным его преемником. В силу характера он не сумел снискать себе расположения в заведении. Крайне гордый в обращении, считавший, кажется, за унижение разговаривать со своими подчиненными, вспыльчивый, не всегда обладавший тактом, крайне самолюбивый – таков был преемник первого директора. Деятельность его по заведованию корпусом не ознаменовалась ничем выдающимся. В деле воспитания он был мало сведущ, строгим наказанием только считал возможным поддерживать порядок в школе. Главным фактором поэтому в воспитании он считал розги. Правда, то было время, когда телесное наказание считалось необходимостью, без которого даже непонятна была возможность воспитания, но тем не менее Струмилло был особенно к нему расположен. Начальник штаба Я. И. Ростовцев не один раз секретными предписаниями старался охладить этот пыл директора к розге. При нем был введен обычай (продолжавшийся и после) доставлять ежедневно списки кадет, получивших 12 баллов и 0. Они объявлялись в приказе по корпусу, где первым объявлялась благодарность директора, а вторым – строгий выговор с прибавлением: «особенно взыскать». Последняя фраза была роковой, она означала высечь, что и исполнялось ротными командирами. Кроме сечения, при нем практиковались следующие меры взыскания: публично спарывали погоны, давали пищу отдельно от товарищей в деревянной посуде и с такими же ложками. Было и такое оригинальное наказание – надевали, как на арестанта, серую куртку, и в таком костюме водили отдельно от товарищей. Существовал при нем «особый ленивый класс», куда по праздничным дням сажали всех дурно учившихся в течении недели.

Оставил корпус Струмилло в 1849 г. по необходимости. Полтавское общество торжественно встречало этот год в зале дворянского собрания. Во время ужина полковник Скалон, помощник инспектора классов, провозгласил тост в честь тогдашнего губернатора Ознобишина. Струмилло это не понравилось, и он тут же сделал выговор Скалону: «Я ваш начальник, и вы мне должны были первому провозгласить тост». Эта бестактная выходка, в которой вполне выразился нрав Струмилло, оскорбила все общество и для директора имела дурной исход – он должен был выйти в отставку. Таким грустным эпизодом закончил свою служебную карьеру второй директор корпуса.

Врангель (1849 – 1856), занявший место после Струмилло, был в другом роде. Он начал службу юнкером и кончил попечителем Виленского округа. Уже это обстоятельство указывает на него как на серьезного деятеля. Большую часть службы он провел в армии и только под конец своей деятельности начал служить по учебной части. Врангель происходил из дворян Курляндской губернии. Принимал участие в войнах на Кавказе и с Турцией, по окончании которой был прикомандирован к образцовому полку для изучения службы. Затем последовательно командовал полком, бригадой, дивизией, и только в 1846 г. прикомандировался к военно-учебным заведениям. Кажется, трудно было ожидать от человека, проведшего 30 лет в строю, серьезной деятельности как начальника учебного заведения. Нет сомнения, что хорошим начальником школ бывает тот, кто сам был учителем и вообще прошел все градации школьной лестницы. Но Врангель был исключением. Способный от природы, хотя и не получивший образования, он обладал тактом, и если при нем не было ничего выдающегося, то не было и ничего дурного.

Конечно, и он не был чужд своего времени и телесное наказание считал необходимым фактором в деле воспитания. Секли при нем, правда, реже, чем при его предшественнике, но тем не менее мы встречаем 17 приказов наказать розгами. Попадаются приказы, где предписывается зараз высечь 10 и 13 кадет (число ударов не свыше 35). Нередко Врангель иронизирует. Так, один кадет лечился от золотухи, которая, впрочем, не мешала ему, сидя в лазарете, заниматься, но он ленился. О нем Врангель и пишет: «При всей врачебной о нем попечительности он может подвергнуться такому чувствительному наказанию, которое, не вредя золотухе, благодетельно подействует на одолевшую его леность». Сечение нередко происходило при известной обстановке, так иногда секли при целом батальоне или в присутствии роты.

Государь Николай I, посетив корпус в 1852 г., остался очень доволен его состоянием. «Не только весьма доволен, – сказал государь директору, – но восхищен всем, что видел».

Пробыл Врангель директором до 1856 г., когда получил место попечителя Виленского округа. Это назначение указывает, что его ценили как начальника. «Время моего пребывания в Полтавском корпусе, – пишет Врангель, – останется навсегда драгоценным, оно глубоко врезалось мне в память сердца неизгладимыми чувствами уважения и признательности к почтенным моим сослуживцам и любви и участия к вверенным сердцу и совести нашим детям кадетам. С печалью расставаясь с вами, обращаюсь ко всем и каждому из вас с вырывающимся из глубины словом: благодарю, благодарю вас!.. Прощайте!.. С любовью и впредь буду следить за преуспеванием драгоценного для меня Петровского корпуса».
Он получил право постоянно носить мундир корпуса. Такова была деятельность Врангеля, оставившего по себе хорошие воспоминания.

Иван Павловский
Полтава
Июль 1886 г.
Павловський Іван Францевич

(21.01.1851, Боброве Калузької губернії – 14.05.1922, Полтава) – дослідник історії Полтавщини, архівознавець, педагог. Народився в родині службовця. Закінчив Полтавську гімназію (1870), історично-філологічний факультет Київського університету Св. Володимира (1874). Викладав історію в Полтавському кадетському корпусі (1874 – 1913). Організатор та учасник народних читань та недільних шкіл на Полтавщині. Завідував музеєм Полтавської битви (1909 – 1918). Правитель та скарбник Полтавської губернської ученої архівної комісії (1903 – 1918). Під час революції 1917 – 1921 рр. виступав за збереження архіву Полтавського губернського правління. Автор понад 150 праць, серед яких студії з історії Полтавщини XVIII – XIX ст., біографічні словники. Опублікував багато архівних документів з історії Полтавщини. Був одним з укладачів систематичного покажчика часопису «Киевская старина» (Полтава, 1911).

Підготував до друку Борис Тристанов

(Далі буде)
Віталій Скобельський, 15.07.2013, 13:321114
ПнВтСрЧтПтСбНд
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
<квітень