18 листопада 2018 • № 46 (1530)
Rss  

Виктор Бондарь: Украине нужен новый курс и третья сила

На состоявшемся в весной 2018 года съезде партии «Відродження» была принята первая в Украине программа экономического национализма «Собственный курс». В обращении партии к украинцам сказано: «Украина получила политическую независимость, но не стала экономически самостоятельной. У нас никогда не было эффективной стратегии экономического развития, а имевшиеся программы реально были нацелены только на то, чтобы протянуть несколько лет – до очередного кризиса. Мы объединились в партию и боремся за власть для того, чтобы привнести в политику прагматизм и стремление к экономическому возрождению страны».

— Мы идем с программой, которую назвали «Собственный путь» – опыт показывает, что попытки скопировать чужой опыт, а тем более – следовать подсказкам доброхотов, обрекают любую страну на вечное отставание, — сообщается на сайте партии, где опубликована программа экономического национализма и защиты национальных интересов Украины.

С апреля 2018 года со всех информационных площадок лидер партии «Відродження» Виктор Бондарь заявляет о необходимости немедленной смены нынешнего экономического курса Украины, который сегодня ведет не к развитию, а к уничтожению страны. Он подчеркивает, что новый курс должен базироваться не на популизме, а на прагматичной стратегии экономического национализма, на приоритете собственных экономических интересов Украины.

Лидер партии «Відродження» считает необходимым, чтобы вокруг нового «Собственного пути» возрождения и развития Украины формировалась третья политическая сила — современная, активная, прагматичная, ответственная, умеющая выстраивать и реализовывать эффективную стратегию развития. Виктор Бондарь призывает все политические силы, понимающие что такое национальный интерес и национальная идея, объединяться вокруг нового «Собственного пути» Украины, дополняя его своими наработками и предложениями.

Пора перестать жить иллюзиями, опираться надо на здравый смысл. А здравый смысл говорит, что никто со стороны и извне не придет и не сделает нас счастливыми и богатыми. Если мы хотим жить, как в Европе, то надо строить Европу самим в своей стране.

Сегодня всем уже очевидно, что проблемы Украины не будут решать ни Европа, ни США, ни Россия. Правда, и сами украинцы к настоящему моменту не сильно преуспели на данном пути. Может быть, по той простой причине, что под влиянием разнообразных популистов мы до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, ищем «волшебный рецепт процветания» где-то за пределами нашей страны?

Одни продолжают искренне верить в то, что Европа поднимет нас до своего уровня и до европейских пенсий и зарплат. Другие уверены в обратном – в том, что у нас нет никаких перспектив без восстановления связей с Россией.

Однако, что бы ни обещали сегодня людям политики, именно здравый смысл должен нам подсказать, что лозунги и поиск «чудотворных инструкций» не заменят обязательной цепочки и последовательности наших собственных действий.

Путь выхода из кризиса и динамичного развития для Украины возможен только свой собственный – это прагматичная стратегия здравого смысла и опора в первую очередь на свои силы.

Пока не будет восстановлена экономика, пенсии и зарплаты не смогут подняться до европейского уровня. Рассчитывать на повышение социальных стандартов в условиях умирающей экономики бессмысленно. Сначала – экономика, а потом – благосостояние.

Реализуемый сегодня замысел формирования из Украины аграрного сырьевого придатка стран «золотого миллиарда» – прямой путь в тупик.

Без мощной экономики, без собственного военно-промышленного комплекса, без развития науки и наукоемких отраслей, без выхода на мировые рынки с высокотехнологичной и конкурентоспособной продукцией невозможна сильная независимая страна с боеспособной армией, с сильной социальной политикой.

Здравый смысл настаивает, что опираться, в первую очередь, мы должны на собственные силы и ресурсы, которых у страны осталось немало. Прежде всего, это удобное географическое положение; наличие 2/3 мировых запасов чернозема; обилие пресной воды, необходимой для сельского хозяйства; благоприятный климат; запасы полезных ископаемых от газа до железной руды. И главное – это человеческий капитал, образованные профессионально подготовленные люди.

Наша задача выйти на ежегодное увеличение ВВП на 7-8% за счет развития украинской промышленности, что позволит ежегодно увеличивать поступления в бюджеты всех уровней на 42-50 млрд. грн. минимум.

Для этого необходимо обеспечить уровень накопления капитала (средства, направляемые на обеспечение расширенного воспроизводства) до 25% ВВП и добиться сокращения доли теневой экономики хотя бы до 10% от ВВП.

Мы готовы объединять вокруг этих идеи экономического возрождения Украины людей здравого смысла. Людей, готовых оставить в стороне пустые иллюзии и экономически необоснованные надежды, занявшись реальным возрождением экономики Украины, а значит – и возрождением всей страны.

В программе «Собственный путь» дается анализ экономической и политической ситуации в стране, сформировавшейся за годы работы правительств Яценюка и Гройсмана.

Текущая ситуация после 4-х лет «реформ»

Итоги развития украинской экономики в 2014 -2017 годах не дают никаких оснований для оптимизма. Основное представление о векторе развития страны дают цифры Валового внутреннего продукта.

Номинальный ВВП в 2013 году составлял 1454,9 млрд. грн., что при курсе 7,99 грн. за доллар на 1.01.14 составляло $ 182 млрд.

В 2017 году, уже после того, как возобновился экономический рост, номинальный ВВП составил 2982,9 млрд. грн., что, при курсе 28,06 на 1.01.18, составляет $ 106,3 млрд.

Таким образом, за 4 последних года ВВП сократился в 1,7 раза, или на 42%.

Не смотря на сокращение численности населения, Украина остается единственной из стран бывшего СССР, в которой за последние десять лет фиксируется уменьшение ВВП на душу населения (в 2006 г. — $ 2303, в 2016 — $ 2186). За это время в Азербайджане этот показатель вырос с $ 2415 до $ 3956, а в Грузии — с $ 1863 до $ 3872. Между тем, эти страны также лишились части территории.

Крайне негативная ситуация сохраняется во внешней торговле. По итогам 2017 года страна экспортировала товаров и услуг на $ 39,5 млрд., а импортировала – на $ 44,7 млрд. Таким образом, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса составило $ 5,2 млрд. – страна больше покупает, чем продает.

В 2013 году внешнеторговый баланс также был отрицательным – с дефицитом $ 8,48 млрд. Однако, экспорт тогда составлял $ 76,16, а импорт – $ 84,6 млрд.

Т.е., тогда дефицит составлял 11% от объема экспорта, а сейчас – 13%.

Есть проблемы и со структурой внешней торговли.

Переориентация внешней торговли Украины на европейский рынок действительно произошла – если в 2013 году доля рынка ЕС в украинском экспорте составляла 26%, то сейчас – более 40%. Однако, это было следствием неравномерного распределения общего сокращения экспорта. При этом, основным внешнеторговым партнером Украины все равно остается Россия, и объем торговли с ней в 2017 году вырос на 15%.

Другим важным фактором является рост в экспорте доли товаров сырьевой группы, в первую очередь – сельского хозяйства. В 2017 году мы экспортировали аграрной продукции на $ 12,9 млрд., в то время как в 2014 году – на $ 12 млрд. Соответственно, доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта выросла с 28,8% до 41,3%.

Уже из этих цифр наглядно видно, что перспектива «аграрной сверхдержавы» — беспросветная бедность.

Подтверждаются эти выводы и данными относительно средней зарплаты в стране. В 2013 году средняя зарплата составила 3265 грн., что при тогдашнем курсе доллара равнялось $ 408,6. В 2018 средняя зарплата достигла 7711 грн., но в долларовом эквиваленте она сократилась до 269,6 (уменьшение на 34%).

При этом расходы граждан существенно выросли. Достаточно сказать, что в Украине оплата коммунальных услуг сейчас обходится в 40% от средней зарплаты по стране, в Латвии этот показатель не превышает 30%, а в Германии и США – не более 10%.

На фоне всего этого государственный внешний долг вырос с $ 37,5 млрд. в 2013 году до 48,6 млрд. – в 2018 (на 29,6%). Очевидно, что полученные государством кредиты используются не рационально – направление таких огромных средств в промышленное и сельскохозяйственное производство должно было дать существенный эффект, чего, однако, не произошло.

В программе сформулированы принципы нового политического и экономического курса возрождения Украины:

Принципы экономического возрождения Украины

В основе наших подходов к возрождению экономики лежит экономический национализм.

Это значит, что экономическую политику страны должны определять не пожелания международных партнеров и заимодавцев, и не «конъюнктура мирового рынка», а исключительно интересы самой страны и граждан Украины.

Составляющие политики экономического национализма:

— Протекционизм: государственная поддержка ориентированных на экспорт отраслей и предприятий. Наша цель – построение эффективной экспортно-ориентированной экономики, в основе которой – высокотехнологическое, наукоемкое машиностроение. Экспортно-ориентированные отрасли обеспечивают основной приток валютных поступлений в страну. Если производимая в стране продукция не находит сбыта на внешних рынках, то дефицит валюты ведет к росту внешних заимствований и как следствие — к нищете народа. В год Украина недополучает от внешней торговли около $ 20 млрд. При этом очередной миллиард долларов кредита МВФ подается как достижение власти.

Открыв внутренний рынок Украина, не получила полноценного доступа к рынкам ЕС, квоты для украинской продукции мизерные.

Для устранения дефицита внешней торговли необходимо, чтобы коэффициент покрытия экспортом импорта достиг отметки более единицы с устойчивой тенденцией к росту. Этого добиться можно при снижении импорта не менее, чем на 8%, с одновременным увеличением товарного экспорта не менее, чем на 5%. Или необходимо увеличение экспорта как минимум на 12%.

Для стимулирования экспорта отечественных товаров партия предлагает:

— оказывать всестороннюю техническую, информационную и промоутерскую поддержку экспортерам, в первую очередь, создающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости (наукоемкое машиностроение, IT-сфера);

— предусмотреть непрямое субсидирование национальных экспортеров, в первую очередь, выходящих на внешние рынки с уникальной продукцией;

— упростить процедуру лицензирования экспорта ВПК и товаров двойного назначения;

— обеспечить поддержку государством предприятий, которые перерабатывают импортное сырье с последующим экспортом готовой продукции (толлинг);

— разработать гибкую систему государственного долгосрочного кредитования экспортной деятельности;

— внедрить эффективную систему страхования рисков экспортеров.

Эти первоочередные меры позволят увеличить экспорт товаров на 5-10%.

Таким образом, партия предлагает реалистичный путь перехода во внешней торговле от дефицита к профициту.

— Импортозамещение: защита внутреннего рынка. Именно внутренний рынок позволяет развиваться малому и среднему бизнесу. Внутреннее потребление и развитие национального рынка играют ведущую роль в процессе обеспечения экономического роста. Даже в Китае новая политика опоры на внутренний рынок привела к снижению доли внешней торговли в ВВП с 70,5% в 2006 году. до 39,1% в 2016. В Украине же, напротив, доля внешней торговли товарами и услугами в ВВП увеличилась с 88,1% в 2006 году до 97,4% в 2016. Это подчеркивает критическую зависимость экономики Украины от внешних рынков.

В результате подписания соглашений с ВТО и Ассоциации с ЕС мы открыли свои рынки. Украинцы, покупая импортную продукцию, инвестируют и развивают не собственную экономику, а зарубежную.

На товарах, покупаемых внутри страны, должен зарабатывать не иностранный производитель, а отечественный, но реально сегодня в страну завозят продукцию, которую Украина способна вырабатывать сама.

Государственная политика импортозамещения должна привести к тому, чтобы для иностранных компаний было выгодней создавать производственные мощности в Украине, чем просто завозить свою продукцию.

Сегодня стоит задача защитить украинского производителя за счет квот на импортную продукцию, с помощью умелого применения тарифов и акцизов. Украинский производитель должен иметь преференции при бюджетных закупках. Если каких-то производств в стране нет, то их нужно создавать, покупая технологии. Для таких предприятий государство должно создавать режим наибольшего благоприятствования. Тогда, учитывая высокий коэффициент квалификация/стоимость украинских рабочих, иностранным кампаниям станет выгодно размещать производство в Украине, завозить в страну технологии. Мы получим новые рабочие места и европейского качества продукцию украинского производства. При политике импортозамещения малый и средний бизнес, который не имеет экспортных амбиций и возможностей, сможет развиваться за счет внутреннего рынка.

Для защиты национального рынка от засилия импортной продукции, особенно – низкого качества, партия предлагает предельно закрыть внутренний рынок в тех рамках, которые позволены Соглашением об ассоциации с ЕС и условиями ВТО. В частности, с использованием узаконенных в международной торговой практике нетарифных ограничений импорта:

— пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров;

— квотирование импорта тех видов продукции, которые традиционно производятся внутри страны;

— ужесточение санитарных и фитосанитарных норм, требований к таре и маркировке;

— стимулирование импортозамещения путем введения требования о местной составляющей в продукции на уровне не менее 25%

— Государственное планирование – активное участие государства в развитии экономики. Государство должно определять направление развития экономики и планировать его, а государственные предприятия – быть лидерами отраслей.

Современная рыночная экономика не означает отсутствия государственного планирования экономики. В условиях кризиса стратегическое планирование тем более жизненно необходимо. Государство должно не только регулировать, но и лоббировать интересы украинских компаний, открывая для них внешние рынки. Государственное планирование позволяет бизнесменам видеть перспективу, делая привлекательными долгосрочные проекты. Имея стратегию развития экономики и инструменты планирования, государство может предоставлять на определенный период льготы и преференции в разных секторах.

Политика в отношении государственной собственности

Ожидаемый эффект от предшествующей приватизации достигнут не был. Сейчас задача государства – обеспечить эффективное управление оставшимися объектами, а дальнейшая продажа государственного имущества должна быть точечной и осуществляться только в тех случаях, когда это целесообразно с социально-экономической точки зрения.

Необходимо провести всесторонний анализ работы государственных предприятий. На настоящий момент, из 3444 государственных предприятий 608 оказались полностью убыточными, а 1666 не функционирующими. Необходимо установить причины такой ситуации и отправить на приватизацию предприятия, чью прибыльную работу обеспечивать невозможно или нецелесообразно, и которые, при этом, не выполняют сколько-нибудь важной социальной функции.

Необходимо пересмотреть приватизационные планы нынешнего правительства. Например, совершенно непонятно, почему в планах приватизации оказался «Приват-банк» — он был спасен от системных проблем путем национализации, восстановлен за счет государственного рефинансирования, а после этого будет продан?

Также требуется проведение тщательной ревизии государственных предприятий, структуры их собственности и торговых связей. Олигархические холдинги не должны иметь блокирующего пакета акций в государственных предприятиях. Структуры-паразиты должны быть отстранены от поставок и продажи продукции госпредприятий.

Также есть смысл в некоторых случаях осуществить корпоратизацию без приватизации: работники государственных предприятий должны быть максимально заинтересованы в эффективности их работы и иметь защищенное законом право на участие в управлении предприятием.

Налоговая реформа

Нынешняя структура налогов сформирована с учетом опыта стран ЕС и США, в которых задачи собственно экономического роста в какой-то момент оказались вторичными.

Очевидно, что такая налоговая система тормозит экономический рост. Понимание этого постепенно достигается и в ЕС, и в США. Совершенно не случайно, главное экономическое обещание Трампа – сокращение и упрощение налогов.

Мы предлагаем на протяжении 5 лет провести реформирование налоговой системы с тем, чтобы устранить два налога, которые в наибольшей степени тормозят экономическое развитие – налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, а также ограничить совокупное налогообложение зарплат уровнем не выше 17%.

На настоящий момент эти налоги фактически не выполняют своей функции.

В частности, отчетливо заметна тенденция к сокращению объема собранных за счет НДС средств, в то время как возмещение налога экспортерам постоянно растет. Только с декабря 2015 по ноябрь 2016 года возмещение НДС в денежной форме выросло с 59 до 72 млн. грн. При этом, данный налог является чрезвычайно коррупционным.

В США, Китае, Гонконге, Чехии, Венгрии, Финляндии этого налога вообще нет, а в Японии, Сингапуре, Малайзии его ставка составляет 3-5%.

Что касается налога на прибыль, то его неэффективность давно очевидна – сокрытие прибыли предприятиями приобрело массовый характер, а сам налог не стимулирует инвестирование прибыли в производство.

Чтобы избежать резкого сокращения доходов государственного бюджета, НДС и налог на прибыль не будут устраняться единовременно, а станут постепенно уменьшаться вплоть до нулевой ставки. В первую очередь, будет сокращаться налогообложение вновь создаваемых предприятий.

Одновременно будут вводиться новые налоги, прежде всего – налог на выведенный капитал и оффшорная пошлина.

Параллельно будет происходить расширение базы налогообложения за счет роста производства.

Важным направлением налоговой реформы станет ликвидация всех подразделений, занимающихся контролем над финансовым состоянием предприятий, кроме профильных структур – Государственной фискальной службы и Службы финансовых расследований.

Кредитно-финансовая политика

Кредитно-финансовая политика должна существенно измениться с тем, чтобы обеспечить экономический рост.

Сейчас банки не финансируют экономику. Доверие к самой банковской системе существенно подорвано. В 2014-16 годах был ликвидирован 81 банк.

За счет бюджета на банковский сектор (докапитализация госбанков, национализация «Привата», выплаты компенсаций вкладчикам банков-банкротов и т.п.) было потрачено около 14% ВВП. Частный сектор (бизнес и вкладчики) потерял в банковской системе средств в объеме 24% от ВВП.

Однако в результате ситуация существенно не оздоровилась. Общий объем неработающих кредитов в системе составляет 57%, в валютном портфеле – 95%.

Для восстановления функции банковской системы как кредитора экономики необходимо:

— Отказаться от сотрудничества с МВФ, делая ставку на привлечение в страну не кредитов, а инвестиций.

— Снизить учетную ставку НБУ до 10% с перспективой ее дальнейшего снижения.

— Расширить государственные инвестиционные программы. Любая государственная целевая программа должна быть обеспечена, прежде всего, государственными финансами и государственными гарантиями. Процент по государственным кредитам на нужды производства должен составлять не более 10%, а сами кредиты должны быть долгосрочными – до 10-15 лет, в сельском хозяйстве – до 25 лет (предельный срок аренды земли).

— Активное внедрять различные формы частно-государственного инвестиционного и кредитного партнерства, включая госгарантии для кредитных кооперативов.

— Восстановить доверие к банковской системе, для чего изменить законодательство в части поэтапного повышения сумм возмещения вкладов в неплатежеспособных банков (до 350 минимальных зарплат, как в странах ЕС).

— Осуществить де-оффшоризацию украинской экономики. Комплекс профильных мероприятий включает не только целенаправленную политику по трансфертному ценообразованию, но и временное, до полного восстановления экономики, введение налога на использование счетов и фирм, размещенных в офшорных зонах.

Политика привлечения инвестиций

Привлечение инвестиций – главная задача любого государства в сфере экономики. Ключевым фактором здесь является гарантирование прав собственности, в том числе:

— Госгарантии против рейдерства, включая привлечение антикоррупционных структур (рейдерство всегда предполагает коррупцию) и ужесточение ответственности за рейдерство.

— Совершенствование законодательства о защите инвестиций.

— Проведение широкой налоговой либерализации, включая:

снижение налога на доходы физических лиц до 10%,

снижение единого социального взноса – до 20%,

восстановление ранее действовавших налоговых льгот для сельскохозяйственных предприятий и предприятий-экспортеров,

налоговые каникулы для новосозданных предприятий малого и среднего бизнеса сроком на 1-3 года (в зависимости от направления деятельности).

— Принятие государственной программы содействия созданию новых промышленных предприятий. При этом, любой инвестор, планирующий вложить в страну хотя бы $ 100 тыс. и создать хотя бы 20 рабочих мест, должен получить: налоговые каникулы; снижение социального взноса для новых рабочих мест; нормы ускоренной амортизации; сниженные (вплоть до нулевой ставки) пошлины на ввоз технологического оборудования.

Промышленная политика

Промышленное производство – именно та сфера, которая позволяет производить товары с максимальным добавлением прибавочной стоимости. Поэтому развитие промышленности – ключевое условие построения конкурентоспособной экономики.

В то же время, восстановление тех крупных предприятий, которые достались Украине от СССР, зачастую уже не имеет смысла, поскольку утрачены и огромные госзаказы, и кооперационные связи, и традиционные рынки сбыта, и даже сами технологии, на основе которых они были построены.

На сегодняшний день в Украине нет министерства промышленной политики, поэтому нет ни программ, ни стратегии сохранения и развития промышленного потенциала. Поэтому первое, что необходимо для реиндустриализации Украины — это создать координирующий орган: Министерство промышленной политики и инвестиций.

При этом мы исходим из необходимости решения следующих задач:

— Сохранение и развитие высокотехнологических и наукоемких производств, конкурентоспособных на внешних рынках. Южмаш, «Авиант», «Турбоатом», «Мотор-Сич», «Заря-машпроект» – эти и другие предприятия должны получить специальный статус национального достояния и особые возможности для развития.

— Формирование нового индустриального ядра из относительно небольших, но мобильных высокотехнологичных, наукоемких предприятий, ориентированных на экспорт. Надо иметь в виду, что Украина, входящая в зону свободной торговли с ЕС, очень выгодна как место для размещения производств азиатских (китайских, прежде всего) компаний.

— Стимулирование создания импортозамещающих производств, в том числе – строительство заводов известных торговых марок для работы на территории Украины.

— Восстановление местной промышленности, ориентированной на потребности внутреннего рынка. Основные направления работы этих предприятий будут определяться в регионах.

— Формирование новой структуры кооперативных связей, замкнутых внутри Украины в виде промышленных округов. Промышленность должна связывать регионы страны между собой, а не с другими странами.

Энергетическая политика

Украина традиционно является энергоизбыточной экономикой, и этот ее статус необходимо сохранить. Экспорт электроэнергии – важный элемент внешнеторговой деятельности Украины.

В энергетической политике мы видим следующие направления:

— Сохранение ядерной генерации. По мере вывода из эксплуатации старых АЭС, необходимо строить новые на основе европейских и американских технологий. По мере отказа стран ЕС от собственной ядерной генерации Украина может стать поставщиком электроэнергии для них.

Первоначально необходимо: завершить строительство 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС; возобновить строительство 5 и 6 блоков Ривненской АЭС, построить завод по производству тепловыделяющих сборок (ядерного топлива) и хранилища отработанного ядерного топлива, создав, таким образом, замкнутый цикл.

— Реконструкция тепловой генерации с тем, чтобы она могла работать на низкокачественных углях. Отказ от генерации на газе и мазуте. В перспективе – отказ от тепловой генерации в принципе.

— Восстановление гидрогенерации на малых реках.

— Развитие инновационных методов генерации, в первую очередь – на возобновляемых источниках. Государственное кредитование «зеленой» электроэнергетики и введение «зеленых тарифов» на электроэнергию, полученную из возобновляемых источников.

— Развитие аккумулирующих технологий (ГАЭС и др.).

— Проведение энергоаудита жилых и общественных зданий; направление на повышение их энергоэффективности не менее 10% средств от государственных субсидий на коммунальные тарифы.

Аграрная политика

Сельское хозяйство традиционно является одной из важнейших отраслей украинской экономики, причем его значение растет. Развивая сельское хозяйство Украины, мы должны исходить из двух целей.

Во-первых, необходимо обеспечить продовольственную безопасность Украины. Украина должна сохранить полный спектр производства продукции сельского хозяйства и иметь возможность насытить внутренний рынок своими продуктами.

Во-вторых, необходимо учитывать, что продовольствие в современном мире становится одним из стратегических ресурсов. Поэтому необходимо усиливать экспортный потенциал украинского сельского хозяйства. При этом необходимо ориентироваться на продажу продукции с возможно большей долей добавленной стоимости – продавать не зерно, а готовые продукты.

Базовые идеи аграрной политики партии закреплены в соответствующих законопроектах и предполагают:

1) Введение в Конституцию нормы, согласно которой основой сельскохозяйственного производства в Украине является фермерское хозяйство.

2) Земля в Украине должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Сохранение моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения до тех пор, пока не будут созданы условия для введения рынка.

3) Для защиты интересов селян от посреднических структур предлагается развитие производственной и торгово-обсуживающей кооперации.

4) Законодательную защиту права селян и фермеров на землю, принятие антирейдерского закона.

5) Возвращение ранее отмененных льгот сельским производителям.

Также партия «Видродження» предлагает реализовать следующие меры:

— Ограничить срок аренды земли 25-ю годами.

— Принять государственную программу развития сельскохозяйственного машиностроения, включая создание условий для открытия на территории Украины производств мировых лидеров.

— Создать стимулы для строительства мощностей по хранению продукции сельского хозяйства (холодильников, элеваторов, плодоовощных баз), прежде все – путем предоставления льготных кредитов (на 15 лет под 3% годовых) для закупки оборудования.

— Стимулирование создания перерабатывающих предприятий: упрощение выделения земли, льготное кредитование, льготный ввоз оборудования.

— Создать систему государственной поддержки страхования сельскохозяйственных производителей, расширение перечня рисков и объектов страхования.

— Стимулирование интеграции работы сельскохозяйственного производства с IT-технологиями, включая системы мониторинга культур, использование беспилотных летательных аппаратов, инновационных методов управления транспортными потоками при помощи спутниковых систем навигации.

— Стимулирование снижения энергоемкости сельскохозяйственного производства за счет применения альтернативных источников энергии – биогаза и твердого топлива, включая энергоемкие культуры, такие как энергетическая верба, тополь и т.д.

— Поиск новых рынков для украинской аграрной продукции, заключение долговременных соглашений о поставках продовольствия.

Инфраструктура, транспорт и строительство

Каждое рабочее место в строительстве дает 17 рабочих мест в связанных отраслях. Именно поэтому так важны высокие темпы инфраструктурного, промышленного и жилищного строительства.

9.1. Завершение «долгостроев».

Пять первых проектов, которые мы намерены реализовать в сроки, предусмотренные технико-экономическим обоснованием, следующие:

— Достройка 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС, для чего требуется около 100 млрд. грн.

— Строительство завода по производству тепловыделяющих сборок для украинских АЭС, на что нужно 12,6 млрд. грн.

— Достройка моста через Днепр в Запорожье – 8,4 млрд. грн.

— Достройка Подольско-Воскресенского моста в Киеве – 7 млрд. грн.

— Достройка Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд – для начала производства необходима инвестиция в размере 4,2 млрд. грн.

9.2. Дорожное строительство

В сфере дорожного строительства мы планируем в течение трех лет выйти на ежегодный капитальный ремонт 10 тыс. км. дорог, что минимально необходимо для поддержания в нормальном состоянии дорожной сети (в текущем году планируется отремонтировать 4 тыс. км. дорог).

Также предлагаем направлять с каждой АЗС в местные бюджеты на ремонт и содержание местных дорог до 8% стоимости проданного топлива.

Кроме того, планируется выйти через пять лет на строительство не менее 1000 км. новых дорог в год.

9.3. Железнодорожный транспорт

В настоящий момент в Украине четверть магистральных железнодорожных линий эксплуатируется с просроченным сроком капитального ремонта, а износ тяговых подстанций и контактной сети – более 65%. Доля путейской техники с исчерпанным сроком службы – 78%. Износ локомотивов – свыше 95%, а вагонов – свыше 86%.

Мы планируем:

— в течение трех лет выйти на ремонт не менее 800 км. ж.-д. путей ежегодно (сейчас – около 300), для чего необходимо дополнительно около 3,5 млрд. грн. в год;

— отказаться от закупок иностранных локомотивов и вагонов тех типоразмеров, которые производятся в Украине, и через государственный заказ восстановить их производство.

9.4. Морской и речной флот

Для развития морских и речных перевозок предлагается:

— принять стратегию развития морских портов Украины;

— поэтапно привести ставки портовых сборов к среднему в акватории Черного моря размеру;

— принять программу восстановления кораблестроения под государственный заказ;

— создать выгодные условия для использования украинского флага (сейчас под флагом Украины эксплуатируется меньше кораблей и судов, чем под флагом не имеющей выхода к морю Монголии).

9.5. Авиационный транспорт

— Восстановить производство самолетов Ан-148 и Ан-140 с последующей передачей их авиакомпаниям на условиях лизинга.

— В течение 10-ти лет восстановить аэропорты во всех областных центрах, открыть постоянные межрегиональные линии на самолетах малой вместимости (восстановление модернизированных самолетов Ан-2/Ан-3).

9.6. Жилищное строительство

Сейчас к устаревшему жилищному фонду относится 3055 домов на 211,5 тыс. квартир. 23% жилого фонда составляют дома массовых серий, построенные в 1960-70 годах.

Для решения проблемы жилищного строительства предполагается:

— отменить 90% нынешних избыточных разрешительных документов на строительство;

— восстановить программы обеспечения доступным жильем и жильем для молодежи, с уровнем финансирования не менее 1 млрд. грн. в год;

— принять закон «об арендном жилье», восстановив строительство государственных и частных «доходных домов»;

— принять комплекс мер (как запретительного характера, так и финансовой поддержки застройщиков в виде компенсации части процентов по кредитам) для осуществления микрорайонной застройки, предполагающей обеспечение социальной экологической инфраструктуры в микрорайоне.

Политика в сфере услуг

Одной из основных тенденций современной мировой экономики является повышение доли услуг в ВВП. Очевидно, что Украина обязана воспользоваться имеющимися у нее возможностями в этой сфере.

10.1. Транспортные и логистические услуги.

Украина занимает крайне выгодное географическое положение и здесь перед украинской властью стоят следующие задачи:

— Подключение к проекту «Великий шелковый путь», с обеспечением транспортных коридоров (сухопутного и морского) в направлении Южной Европы.

— Сохранение существующих транспортно-логистических возможностей, прежде всего – в сфере газового транзита.

— Строительство транспортных хабов (для начала – на основе аэропорта Борисполь и Одесского аэропорта) для коммуникации Европы с Ближним Востоком и Закавказьем.

10.2. Создание условий для развития IT-индустрии.

Здесь можно ориентироваться на опыт Беларуси. «Точкой отсчета», с которой началось развитие IT сферы в Беларуси, считается сентябрь 2005 года, когда Декретом Президента РБ №12 «О ПВТ» была заложена законодательная основа для успешной работы «белорусской силиконовой долины» — Парка высоких технологий – и привлечения инвестиций в отрасль разработки ПО. С 2005 по 2016 годы экспорт IТ-услуг и продуктов из Беларуси вырос в 30 раз, а доля IТ-экспорта в общем объеме экспорта товаров и услуг выросла с 0,16% до 3,25%.

В этом направлении предлагается:

— Формирование IT-кластеров на базе крупных наукоемких производств, существующих индустриальных парков.

— Освобождение предприятий IT-индустрии (в т.ч. – компаний, занимающихся беспилотным транспортом, киберспортом и т.д.) от уплаты тех налогов, сборов и иных обязательных платежей в государственный и местные бюджеты, которые платятся с выручки от реализации товаров; а также освобождение от налога на прибыль и НДС, от земельного налога на период строительства (до 3-х лет) и налога на недвижимость.

— Освобождение предприятий IT-индустрии от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров, необходимых для осуществления деятельности, и понижение до 8% подоходного налога с работников.

— Разрешение предприятиям IT-индустрии расчетов в криптовалютах.

10.3. В Украине имеются огромные туристические возможности, потенциал которых не раскрыт даже приблизительно. В каждом украинском регионе существуют десятки природных и культурных туристических объектов, которые малоизвестны и мало освоены в туристическом плане. Это – потенциально огромные средства для местных и региональных бюджетов.

Наука, образование и креативные индустрии

Стратегический приоритет партии – восстановление связи науки и образования с производством, создание условий для развития технологического базиса украинской индустрии.

Позиция партии: основой роста промышленного потенциала должно стать развитие системы образования и науки. Без развития украинской науки невозможно восстановить конкурентоспособную индустрию.

11.1. Конкретные задачи в сфере среднего и высшего образования:

— введение в учебный процесс предметов и дисциплин, нацеленных на освоение новых тенденций в сфере естественнонаучных дисциплин, информационного и технологического развития;

— освоение предпринимательских навыков, основ финансовой грамотности, а также навыков в экономико-правовой сфере;

— оптимизация подготовки кадров в зависимости от потребностей реальной экономики;

— реализация новых форм организации обучающего процесса по принципу «образование в течение жизни».

11.2. В сфере развития науки:

— создание институциональных и правовых условий

Іван Мольченко, 22.06.2018, 15:59542
ПнВтСрЧтПтСбНд
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
<жовтень